Каждая наука имеет свой предмет, методы, законы. Не потому ли еще соционику не признают академической наукой, что не сформулированы четко ее законы. В данной статье – формулирование законов, известных на сей день автору. Предлагаю продолжить их другим специалистам.
Предмет соционики – человек в его целостности согласно его врожденному потенциалу. Соционика раскрывает суть человека, как социотипа, структуру и функционирование психики, закономерности психических процессов, мотивы поступков, поведения и законы межличностных взаимодействий. Если предмет психологии – фенотип, т.е. индивидуальность каждого, то предмет соционики – социотип (ТИМ), т.е. целостная структура психики каждого человека, имеющего определенный ТИМ.
Методы соционики – наблюдение, диагностика психических признаков, семантика речи, интервью, тестирование, определение типа, анализ, синтез, математический расчет, интуитивное прозрение, поиск закономерности и целостности.
Содержание соционики - накопление знаний о человеке в его взаимосвязи с окружающим миром, раскрытие врожденных возможностей, определение того, каким он может и должен быть для адекватной реализации, для как психического, так и физического здоровья, выявление закономерностей процессов общения в виде обмена информацией, раскрытие межличностных отношений, организация общества по естественным законам.
Соционика показывает, какие свойства человека составляют ценность как для него самого, так и для окружающих, путь реализации врожденного потенциала. Соционика раскрывает естественную организацию человека и соционную организацию общества.
Человечество имеет интегральную психику как интегральный информационно-энергетический организм, который состоит из 16 ТИМов, как 16 способов восприятия и обработки информации. Психика каждого человека – это 1/16 часть информационно-энергетического организма человечества. Каждый человек имеет от рождения один из 16 ТИМов, который является неизменным на протяжении жизни.
Психика – это четко организованная информационно-энергетическая система организма для обеспечения жизнедеятельности человека и адаптации его во внешней среде. Имеет природную закономерную структуру, которая является врожденной и неизменной на протяжении жизни. Психика состоит из сознательных – сильных и слабоосознанных – слабых сторон.
Структура психики описывается моделью (модель-Ю и модель-А), причем применение модели-Ю удобно для анализа закономерных отношений, а модели-А – для анализа характерных особенностей человека, его поведенческих реакций, причин их изменения, и как именно они меняются в зависимости от требований ситуации и подстройки под нее человека. Грамотное использование модели-А (понимание особенностей каждой функции и ее наполнения тем или иным психическим признаком в зависимости от ТИМа человека) помогает в психологическом консультировании с целью коррекции и гармонизации личности.
Модель-А структуры психики человека состоит из блоков и функций и действует (функционирует на энергетически-информационном уровне) за счет присущих ему от рождения психических признаков.
Каждая функция модели-А имеет свою меру энергии, что позволяет воспринимать мир и принимать решения, действуя в нем таким образом:
1-я функция – 4-х мерная: имеет вектор личного опыта, ситуаций, общественных норм и мировых универсалий.
2-я функция - 3-х мерная: имеет вектор личного опыта, ситуаций и общественных норм.
3-я функция – 2-х мерная: имеет вектор личного опыта и общественных норм.
4-я функция – одномерная (человек опирается только на личный опыт).
Исходя из закона структуры психики, которая состоит из сильных и слабых сторон, каждый человек имеет дуальную природу. Человек нуждается в психическом дополнении – дуализации. Гармония в обществе прямо пропорциональна уровню его дуализации.
Каждый человек от рождения имеет потребность в реализации и отстаивании сильных сторон и в защите слабых посредством дуализации, что приводит к уверенности в собственных силах.
1. Закон лидерства: Человек, который имеет признак экстравертности – ведущий, интровертности – ведомый. Занимать руководящую должность интроверту недопустимо. (А.Гречинский)
2. Человек, имеющий признак рациональности, действует последовательно, по плану, иррациональности – гибко приспосабливается к ситуации и действует экспромтом, импровизирует. (А.Аугустинавичюте)
3.) Человек, имеющий сильным признак логичности, лучше ориентируется в предметном мире, этичности – в людях. (А.Аугустинавичюте)
4. Человек, который имеет сильным признак интуитивности, лучше ориентируется во времени и возможностях, сенсорности – в пространстве и в материальном мире. (А.Аугустинавичюте)
Информация, которая передается от человека определенной функцией, воспринимается другим человеком через такую же функцию, независимо от того, в каком блоке психики эта функция находится.
Психика находится в равновесии на блоке ЭГО (при реализации сильной стороны6 первой и второй функции), в напряжении – на блоке ИД и в неуравновешенном состоянии – на блоке СУПЕР ЭГО и СУПЕР ИД (слабые стороны).
для восстановления психической энергии (постстрессовой реабилитации) необходимо перейти в мыслях, чувствах и действиях на сферы, которые относятся к деятельности первой функции.
1. Ребенок будет иметь ТИМ, идентичный ТИМу отца и матери, если их типы одинаковые. (А.Гречинский)
2. У дуальных родителей ребенок будет иметь ТИМ в зависимости от пола: мальчик – ТИМ отца, девочка – ТИМ матери. (А.Гречинский)
3. У недуальных родителей ребенок будет иметь ТИМ того человека, к которому имела чувство любви мать, независимо от ТИМа физических родителей ребенка. (Т. Педан)
При взаимодействиях людей между ними возникают закономерные отношения, которые действуют в зависимости от закона информационно-энергетического обмена между психиками людей определенных ТИМов. Таких закономерных отношений 16, среди них 14 симметричные и 2 асимметричные.
Для выполнения определенных задач человек интегрируется в социуме с людьми других ТИМов, и в зависимости от задачи может выбирать людей определенных ТИМов для эффективного выполнения задачи и достижения цели. Для успешной социализации человеку необходимы дуалы для интеграции и люди идентичного типа для самоидентификации.
Социон – это организация общества по принципу квадры. Квадра – это группа людей, которая имеет в составе людей определенных 4-х ТИМов с единой ценностной ориентацией. Прогресс общества прямо пропорционален уровню его соционности.
Развитие общества происходит по спирали при последовательной передаче активности от первой до четвертой квадры. Любая идея зарождается в среде людей первой квадры, революцинно внедряется представителями второй квадры, материальную базу создают люди третьей квадры, а качественную реализацию для гармонизации общества осуществляют представители четвертой квадры.
Для избежания застойных явлений в обществе должны появляться и внедряться новые идеи, которые несут люди первой квадры.
1. Любая большая организация в обществе желательно, чтобы имела в своем составе людей всех 16 ТИМов. (Но на практике собрать такую группу еще не удалось).
2. Рабочая группа для выполнения определенной задачи должна иметь в своем составе людей 4-х ТИМов одной квадры. Каждая квадра ответственна за выполнение определенных задач в соционе в межквадральной интеграции.
3. Люди в соционе выполняют определенные задачи согласно их ТИМа. Для максимального взаимопонимания, взаимопомощи и качественного воспитания детей в семье лучше, чтобы она была дуальной.
Для комфорта дуальности необходимо качественно реализовывать свои сильные стороны, и не демонстрировать свою демонстрирующую (8-ю) функцию).
Существует врожденная градация на подтипы: в зависимости от усиления первой или второй функции люди одного ТИМа могут быть инициального или терминального подтипа. Это наблюдается и в поведении, и во внешних характерных отличиях.
Настоящая гармония дуальных отношений возможна в союзе людей, разнодихотомийных по подтипам: интуитивным подтипам подходят логические, сенсорным – этические. В противном случае дуализация чревата непредвиденными последствиями из-за трудно контролируемых конфликтов, причины которых – в подсознании партнеров-дуалов.
Гармонично развитым человек может быть только при условии, что он реализует свои сильные стороны и наполняет необходимой информацией слабые, получая ее в общении и кооперации с людьми, у которых эта информация – продукция сильных сторон.
21. Закон доминантности типов (Г. Шульман).
В обществе более видны и слышны ТИМы, располагающиеся по ПСС (периодическая система социона) ближе к правому верхнему углу, менее – к нижнему левому.
Для комфортного общения необходимо избегать информации, касающейся четвертой - болевой функции собеседника, зная его ТИМ.
Человек представляет себя в социуме вначале по блоку СУПЕР ЭГО, а, освоившись при более длительной беседе в комфортных условиях – переходит на блок ЭГО. Это надо учитывать при определении типа.
Начальный этап всех отношений привлекательный и приятный, если партнеры симпатизируют друг другу, а закономерное развитие отношений и реакции партнеров происходят лишь на близком психологическом расстоянии в течении 1,5 – 2 года.
В состоянии влюбленности человек любого ТИМа воспринимается как дуал.
Если один из партнеров в дуальности акцентирует определенный блок (СУПЕР-ЭГО, СУПЕР-ИД или ИД) - почти постоянно находится на нем), то другой закономерно незаметно для себя переходит на тот же свой блок, как бы компенсируя ощущение дуальности. Это разрушает психику, поэтому так важно дуалам реализовывать свои сильные стороны.
В дуальности любая негативная информация очень ранит партнеров, поэтому для гармоничных отношений нужна высокая культура общения и позитив.
Любые отношения можно поддерживать на бесконфликтном уровне, зная особенности своего ТИМа и ТИМа партнеров, а также закономерные проявления самих отношений, регулируя психологическое расстояние.
Для гармонизации дуальных отношений необходимо близкая психологическая дистанция и глубокое искреннее общение, для коррекции же других видов отношений – увеличение психологической дистанции.
Тактичность, вежливость, дипломатичность присущи этикам, правдивость прямолинейность, и справедливость – логикам. Этики прибегают к «сладкой лжи», а логики предпочитают «горькую правду». Этики убеждают, логики – аргументируют. Этики хвалят, логики – критикуют. Юмор логиков – «черный». Объясниться этикам легче в устной форме, логикам – в письменной. Этикам важны чувства человека, логикам – истина, поэтому этики – субъективны, а логики – объективны.
Интуитивные больше доверяют своему воображению, нежели реальности, сенсорные – опираются на факты. Интроверты помнят детали прошлых событий и отношений, экстраверты – общую картину. Интуитивные видят цели (стратеги), сенсорные – методы их достижения (тактики).
Интуитивные очень выносливые - стайеры, сенсорные быстро устают: спринтеры. Сенсорные – метеозависимые.
Рациональные едят редко, но большими порциями, иррациональным достаточно сбить чувство голода, поэтому едят часто по-немногу. В быту сенсорные предпочитают все свежее, качественное, чистое, красивое, интуитивные – порядок и минимум необходимых вещей. В кулинарии сенсорные импровизируют, интуитивные – пользуются рецептами. В выборе одежды сенсорные полагаются на свой вкус, интуитивные – следуют моде. Интуитивные легче создадут удобства, сенсорные – дизайн и красоту. Интуитивные предпочитают глобальные дела, сенсорные – совершенствовать мелочи.
Интроверты лучше усваивают прочитанное, экстраверты – увиденное. Интуитивные – аудиалы: лучше воспринимают информацию на слух, сенсорные – визуалы (зрительное восприятие предпочтительнее). В обучении логики структурируют материал в виде схем и таблиц, этики воспринимают и передают эмоционально-насыщенный материал.
Люди удовлетворяют свои потребности, насыщая информацией слабые стороны своего ТИМа: логикам нравится эмоциональность, театр, произведения о романтике отношений и любви Этикам нравится мудрость, логическая последовательность изложения мыслей, немногословность. В литературе любят разбираться с логическими уловками детективов. Сенсорным нужно показывать цели, интуитивным – методы.
Экстраверты восстанавливают энергию в общении и социальной активности, интровертам необходимо уединение, чтобы углубиться в свой внутренний мир.
Научитесь по внешности определять типы людей и будете всегда на шаг впереди!
Найдите свою половинку по внешним чертам лица, поведению, движениям и манерой общения....
Для подчинения своему Божественному началу научитесь пользоваться намерением, как основным...
Как служат человеку молитва и медитация? Преимущества, недостатки и последствия. Что выбрать:...
Добавить комментарий